Деятели искусства
Баженов
Василий Иванович
1737/38-1799
Величественное архитектурное творчество Баженова...
И.Э. Грабарь
В семье сельского дьячка Ивана Федоровича Баженова сына Васю готовили в священнослужители. Но мальчик, сызмальства беспрерывно что-то рисовавший, в 15 лет сам нашел живописца, чтобы обучаться у того художеству. С помощью учителя удалось Баженову поступить в архитектурную команду известного зодчего Д. В. Ухтомского.
Юноша проявил такие способности, что в 1755 году был направлен в Московский университет, а затем в Петербург под начало архитектора B. И. Чевакинского. Под руководством Чевакинского Баженов овладел основами архитектурной науки и поступил в 1758 году в организованную Академию художеств уже достаточно подготовленным по специальности.
В 1760 году после окончания Академии Баженова послали для продолжения учения за границу. Успехи его в Париже и Риме были велики. Его избрали профессором Римской академии Св. Луки, членом Флорентийской и Блонской Академий художеств.
В 1765 году Баженов снова дома, исполненный передовых идей французских просветителей. Родина встретила его почти равнодушно. Правда, он стал академиком, но заново должен был доказывать в Академии право на профессорское звание.
Сложно и противоречиво складывалась его творческая биография. Императрица Екатерина II то высоко возносила "любимого зодчего", то забывала о нем. Две заказанные ею грандиозные работы - создание дворца для Московского Кремля и связанная с этим реконструкция всего Кремля и Красной площади и сооружение загородного ансамбля в Царицыне - остались хотя и в разной мере, но неосуществленными.
В своем проекте нового Кремля Баженов поставил задачу превратить Кремль в грандиозный общественный форум - в сердце Москвы, куда сходились бы все ее основные радиальные улицы. Уже начаты были земляные работы, но затем строительство приостановили, а потом и вовсе отменили. Екатерина, видимо, испугалась даже мысли о возвеличивании старорусской патриархальной Москвы.
В проекте Царицынского ансамбля с небывалой яркостью, изобретательностью, фантазией соединились фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества с ордерными пропорциями, свойственными классицизму. Проект был почти воплощен в жизнь, но не понравился Екатерине. Отдельные, уже возведенные дворцовые постройки были разобраны, прочее оставлено на волю судеб. Но и сохранившееся поныне Царицыно поражает художественными достоинствами, внутренним сродством окружающей природы и творений гениального русского зодчего.
Баженов работал и над разного рода частными заказами - жилыми домами, церквами, загородными усадьбами. Кроме того, он трудился над проектами перепланировки Гатчины, в Кронштадте выстроил сухарный завод с печами собственного изобретения, работал над проектом перепланировки Галерной гавани в Петербурге, где в примечаниях ярко выразил свое постоянное стремление творить ансамблями, работать с думой о будущем.
Истинной жемчужиной творчества В. И. Баженова стал дом лейб-гвардии капитан-поручика П. Е. Пашкова в Москве. Лебединая песня мастера - проект Михайловского замка в Петербурге.
Великий зодчий В. И. Баженов редкостно разнообразен в своих творениях. Он словно бы одержим желанием не повторяться. Его создания объединяются не деталями, а царящим во всех них вместе и в каждом в отдельности общим духом, тем архитектурным пафосом, когда творец мыслит не фасадами (не одной лицевой стороной), а объемами, цельными архитектурными образами, неотрывными от природы, от соседних зданий. И это все вместе подсказывало ему каждый раз новую, неповторимую и гармоничную идею ансамбля, без которого для Баженова архитектура не существовала. Как для нас вот уже два с половиною столетия не существует русская архитектура без великого, неизменно изумляющего щедростью творческого дара Баженова.