Деятели искусства

Чарлз Диккенс

1812-1870

Чарлз Диккенс, знаменитый английский писатель Редко о ком из писателей написано так много. Диккенсу посвящены биографические книги и научные исследования, статьи, очерки. В Англии изданы диккенсовские словари и энциклопедии. С 1905 г. на родине писателя выходит журнал Диккенсовского общества "Диккенсиан". Произведения великого романиста продолжают волновать и литературоведов и читателей.

Сын мелкого портового клерка Чарлз Диккенс рано узнал нужду и унижение. Его отец за долги был посажен в печально знаменитую тюрьму Маршалси. 12-летний Чарлз по 10 часов в день работал на фабрике ваксы, и только книги, скажет он потом устами одного из своих героев, вне давали угаснуть моему воображению и моей надежде". Всего два года провел он в школе. Законченного систематического образования Диккенс так и не получил. Самостоятельно изучив непростое искусство стенографии, стал газетным репортером. "Очерки Боза" - так назвал Диккенс свой первый литературный опыт. Уже в этой книге проявились и остроумие автора, и его стремление честно и объективно показать действительность.

Первый роман Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба" был опубликован в 1836-1837 гг. и сразу же принес автору головокружительный успех. Безудержный юмор щедро рассыпан на страницах романа. Действующие лица изображены одновременно и гротескно, и очень живо. А главный герой - смешной и чудаковатый толстяк мистер Пиквик - покорил читателей своей беззащитной добротой и стремлением бороться с любой несправедливостью. За "Записками" один за другим последовали романы "Приключения Оливера Твиста", "Жизнь и приключения Николаса Никльби", "Лавка древностей", "Барнеби Радж"... В большинстве романов Диккенса хороший конец, добро побеждает зло и герои находят свое счастье. Но, несмотря на все это, Александр Блок справедливо заметил, что "уютные романы Диккенса - очень страшный и взрывчатый материал". Диккенс не принадлежал ни к какой политической партии, но правдивость и искренность таланта писателя сделали его романы явлением социальным. В центре его произведений - бедственное положение простых людей. Диккенс изобличает тех, кто виноват в их судьбе, развенчивает лживую благотворительность, деятельность различных бездушных буржуазных учреждений.

В 1842 г. Диккенс впервые побывал в Америке. Кроме демократии он увидел там и лицемерие, и голый практицизм, увидел позор Америки - рабов и рабовладельцев. Вернувшись, он написал книгу "Жизнь и приключения Мартина Чезлвита", где описал пороки Соединенных Штатов.

В 1846-1850 гг. Диккенс создает романы "Домбэ и сын", "Дэвид Копперфильд", ставшие как бы переходными к его поздним произведениям - романам "Холодный дом", "Тяжелые времена", "Крошка Доррит". В этих книгах на первый план выступают не личные судьбы героев, а борьба с общественной системой, погрязшей в бюрократии. Глубже, острее стало раскрытие проблем, резче, беспощадней осуждение. "У меня уже нет ни грана ни политического доверия, ни обольщающих политических иллюзий",- горько признается Диккенс.

Лирическими, любовными красками рисует автор образы Сэма Уэллера ("Записки Пиквикского клуба"), Дженни Рейн ("Наш общий друг"), Сьюзен Ниппер ("Домбэ и сын"), семью рыбака Пеготти ("Дэвид Копперфильд"),

Прошло почти две сотни лет со времени выхода первого романа Диккенса, но книги его по-прежнему нужны людям. "Если время Диккенса - сентиментального беллетриста - уже прошло,- писал Бернард Шоу,- то его время как социального пророка и социального критика только еще наступает... Англия Диккенса, Англия Полипов и Пузырей, с Мердлами, Венирингами и Фледжби... обнаруживается повседневно, как реальная Англия, в которой мы живем".