Деятели искусства
Ян Матейко
1838-ы1893
"Сердца, зажженные его страстью к родине, горят перед ним факелами..." - в этих словах И. Е. Репина нашли свое выражение весь пафос, вся глубинная основа творчества польского художника Яна Матейко.
Матейко был и остается самым любимым, самым почитаемым живописцем польского народа. В трагические дни 1939 года, когда фашисты рвались к Варшаве, польские патриоты, рискуя жизнью, увозили из города драгоценные реликвии национальной культуры - полотна Матейко "Битва под Грюнвальдом" и "Прусская дань". На специальной платформе, запряженной лошадьми, огромные картины, навернутые на вал, довезли до Люблина и там укрыли в бетонированной яме. 2 млн. марок, а затем и 10 обещали гитлеровцы тому, кто сообщит о местонахождении этих произведений, но предателя не нашлось. Картины были извлечены из тайника только после освобождения Люблина.
... Биографию Яна Матейко можно изложить в немногих строках: родился и умер в Кракове, учился на родине и за границей, но всегда возвращался в свой любимый город. Даже приглашение стать ректором Пражской академии художеств отверг. Не мыслил себя и своего творчества вне Польши. Им создано, по приблизительным подсчетам, около ста больших многофигурных картин, девяносто портретов, несколько тысяч рисунков и набросков. Его лучшие исторические полотна - "Проповедь Скарги", "Рейтан", "Битва под Грюнвальдом", "Поднятие колокола Сигизмунда", "Люблинская уния" и др.- будили национальное самосознание.
Для творчества Матейко характерны большие многофигурные композиции, в которых каждый персонаж наделен яркой индивидуальностью, глубокой психологической характеристикой. Художник тщательно прорабатывал фигуры не только переднего плана, но и те, которые отступали в глубь полотна. Репин справедливо замечал: "...Матейко уж чересчур добросовестен, даже в ущерб себе. Масса подавляющего материала... даже мешает общему впечатлению...".
Своеобразны, исполнены духовной красоты и эмоционального богатства портреты, написанные Матейко. Еще в раннюю пору творчества художник создал "Станьчика" - портрет-картину, в котором, придав свои черты легендарному шуту короля Сигизмунда Старого, показал человека, погруженного в тяжелые раздумья о судьбах родины. Одним из шедевров в этом жанре стал "Коперник". Мастеру удалось передать состояние великого ученого в момент постижения им истины. На позднем "Автопортрете" художника мы видим рано постаревшего человека с грустными мудрыми глазами и руками вечного труженика. Таким изобразил себя Матейко, как бы подытоживая свою не очень долгую жизнь.
Ян Матейко много сделал для развития польской живописи. Долгие годы он возглавлял краковскую Школу изящных искусств, среди его учеников - выдающиеся польские мастера С. Выспяньский, Я. Мальчевский и другие.