Деятели искусства
Жан Жак Руссо
1712-1778
Я хотел бы родиться в стране, где носитель верховной власти
и народ не могли бы иметь различных интересов, и целью всех
движений государственного механизма было бы общее счастье...
Жан Жак Руссо
Когда Наполеона спросили, как он относится к Руссо, тот ответил:
- Было бы лучше для спокойствия Франции, если бы этот человек не существовал.
- Но почему?
- Это он подготовил революцию...
В 1762 году по приговору парижского парламента была сожжена за вольнодумство книга Руссо "Эмиль", а ее автору грозила Бастилия. Почти двести лет спустя немецкие фашисты тоже сжигали на площадях творения Руссо. Он был страшен палачам XX века так же, как и реакционерам XVIII столетия.
Жан Жак Руссо принадлежит к тем великим мыслителям, чье имя переживает века.
О значении наследия Руссо написаны десятки томов. Скажем о главном - чем ценен он для нас сегодня. Если говорить совсем коротко, то мир поумнел, породив этого выдающегося мыслителя, мир стал человечнее, создав этого великого гуманиста. По образному замечанию одного из его биографов, природа и общество сотворили Руссо, "как лист на древе Вселенной".
Буржуазная литература с легкой руки Вольтера изображала Руссо сентиментальным чудаком, воспевающим прелести сельской жизни. А он был бунтарем по самому складу своего характера, по духу диалектически смелой мысли. Его идеи произвели революцию не только в умах современников, но и наряду с идеями просветителей подготовили революцию 1789-1794 годов в самой действительности.
Оригинальный и многогранный мыслитель, философ, писатель, композитор и поэт, публицист и естествоиспытатель, Руссо в каждой области духовного творчества оставил яркий след. Он автор философского трактата "Об общественном договоре" и сентиментальных романсов, научных "Писем об элементах ботаники" и комической оперы "Деревенский колдун", антиклерикальных "Писем с горы" и художественных романов "Эмиль" и "Новая Элоиза", знаменитой "Исповеди", в которой он сказал суровую правду о себе и своем времени, и "Музыкального словаря". Все, что вышло из-под его пера, окрашено кровью его сердца, переполненного трогательной любовью к люлям.
Сам образ его жизни был вызовом мещанским идеалам. Сын ремесленника, он силой своего таланта мог бы стать одним из процветающих приближенных королей, но, отвергнув их милости, добывал средства к существованию собственным нелегким трудом.
Любя всех, он нажил себе больше врагов, чем друзей. Его бешено ненавидели и светские, и духовные власти. Его поносили и травили. Папа римский запретил его книги как богохульные. Прусские попы натравили на него толпу религиозных фанатиков. Современники не поняли Руссо, но он, как, пожалуй, никто, понял современность. Руссо был "блудным сыном" своего века. Но, устремляясь в будущее, он не смог преодолеть "силовое поле" идей буржуазной демократии, потому что утопия - слабые крылья. В этом корень его противоречивости, ограниченности. Как реалист, он отрицал существующее, а размышляя о будущем, не мог предложить ничего, кроме воздушных замков.
Дорог и по-человечески близок нам Руссо своей ненавистью к кровопролитию, своей мечтой о вечном и всеобщем мире. Он разделял убеждение, что война не должна быть средством решения споров между государствами, что бесполезно увещевать чудовищ, которые не могут переносить мира между народами, но "должно отнять у них способы к насыщению кровожадного их стремления".
Якобинцы перенесли прах Руссо в Пантеон. Бурбоны удалили его оттуда. Он и мертвый внушал страх реакционерам.
По материалам статьи проф. А. Потемкина