Исторические очерки

Царскосельская железная дорога

"Дым столбом, кипит, дымится пароход.
Пестрота, разгул, волненье.
Ожиданье, нетерпенье!..
Веселится и ликует весь народ,
И быстрее, шибче воли,
Поезд мчится в чистом поле".

Эти слова "Попутной песни" образно выражают впечатление, которое произвела первая в России пассажирская железная дорога на общество первой половины XIX века. Эта дорога соединила Петербург с Царским Селом и Павловском.

Строительство Царскосельской дороги началось в мае 1836 г.

В ноябре 1837 года было открыто движение на участке Петербург - Царское Село. "Сию минуту возвратились мы с поездки в Царское Село по железной дороге и не можем не поделиться с нашими читателями удовольствием, которое она нам доставила,- писал корреспондент "С.-Петербургских ведомостей".- Туда ехали мы с умеренной скоростью 21 версту в 32 минуты, но оттуда в 22 минуты: почти по версте в минуту... 60 верст в час: страшно подумать! Между тем вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение, только ветер свистит, только конь пышет огненной пеною, оставляя за собой белое облако пара".

Толпы людей собрались посмотреть на невиданные новые повозки. Локомотивы были оборудованы своеобразными органами. Их музыка оповещала, что поезд прибыл.

В 1838 году дорога была закончена. Протяженность ее была невелика - 24 версты. Царскосельская дорога не имела хозяйственного значения. Но все же создание этого пути - первый опыт строительства междугородных пассажирских железных дорог в страдавшей от бездорожья России.