Деятели искусства
Рихард Вагнер
1813-1883
Его влияние на музыку огромно...
Он был одарен не только большой
силой музыкального воображения,
он открыл новые формы своего искусства,
он нашел пути, не известные до него...
П. И. Чайковский
Когда, скрываясь от саксонских властей, тридцатишестилетний Рихард Вагнер, участник трагически завершившейся революции 1848-1849 гг. в Германии, прибывает в Швейцарию, за плечами у него уже ряд творческих побед: "Летучий голландец" - опера, выросшая из народных преданий о моряке-скитальце, "Тангейзер", воскрешающий легенды о средневековых певцах-миннезингерах, и "Лоэнгрин" - произведение, навеянное старинными немецкими сказаниями о рыцаре, ищущем доверия и любви. В прошлом - и работа королевским капельмейстером в Дрездене, знаменитые сценические воплощения музыки Моцарта и Вебера, постановки бетховенского "Фиделио", "Ифигении в Авлиде" Глюка в собственной редакции.
Впереди долгие годы изгнания. Предстоит осмыслить уже созданное, дать оценку многим явлениям культуры, и прежде всего оперному жанру, наконец, изложить свою концепцию музыкальной драмы и обосновать необходимость ее создания. Плодами литературного труда стали капитальные теоретические работы "Опера и драма", "Художественное произведение будущего", "Обращение к друзьям" и другие.
"Ошибка в художественном жанре оперы состояла в том, что средство выражения (музыка) было сделано целью, а цель выражения (драма) средством",- считает Вагнер. Исправит это неестественное положение музыкальная драма будущего - новое синтетическое искусство, в котором сольются воедино поэзия и музыка. Главная роль в музыке вагнеровской драмы отводится оркестру. Он обладает способностью говорить в тот момент, когда умолкает слово. Его "бесконечная мелодия", рождающаяся в непрерывности музыкального развития, в тесном взаимопереплетении лейтмотивов ("мелодических моментов"), каждый из которых связан с конкретным героем, состоянием, предметом,- сама бесконечность чувства...
Поступки Вагнера не всегда совпадали с его высказываниями, убеждениями. К тому же сами убеждения так часто менялись. От мелкобуржуазной революционности, увлечения идеями Фейербаха он приходит к философии Шопенгауэра, влияние которой отчасти сказалось в гениальной музыкальной поэме о любви "Тристан и Изольда".
Среди сочинений, созданных в пору швейцарского изгнания и в последующие годы (грандиозная тетралогия "Кольцо нибелунга", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Парсифаль"), "Тристан" занимает особое место. В нем наиболее последовательно реализовалась концепция музыкальной драмы Вагнера. Столь обычное для него воплощение средневековой легенды на этот раз поразило небывалой утонченностью чувств, экспрессией музыкальной речи, близкой искусству XX столетия. "Существует ли драма более сдержанная, более пренебрегающая внешними средствами, чем "Тристан"?!. Ничего, что отвлекало бы от мистерии душ",- писал восхищенный Ромен Роллан.
Мятущийся романтик и творец сильных характеров, художник-колосс и тончайший поэт человеческих сердец, рыцарь-герой и в то же время проповедник религиозного мистицизма - таким предстает перед нами Рихард Вагнер.