Деятели искусства
Балакирев
Милий Алексеевич
1837-1910
Русский композитор, пианист и дирижер Милий Алексеевич Балакирев родился в Нижнем Новгороде в семье небогатого чиновника. Учился музыке у местного дирижера К. Эйзриха. Одаренный юноша сблизился с нижегородским музыкальным деятелем А. Д. Улыбышевым. В его доме Милий Алексеевич знакомился с мировой и русской классикой, выступал в качестве пианиста и дирижера.
После двух лет учебы Балакирев перебрался в Петербург, где его музыкальное дарование нашло поддержку у великого Глинки. В Петербурге юный Балакирев с успехом играл свои ранние фортепьянные пьесы, знакомился с молодыми композиторами, вскоре образовавшими всемирно известную "Могучую кучку" (Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи). Эта группа вошла в историю музыки еще и под названием "Балакиревского кружка". В. В. Стасов утверждал, что "не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие".
"Балакирев во всем был головою выше нас,- вспоминал Ц. Кюи.- Как наседка с цыплятами возился он с нами. Все наши первые сочинения прошли его строгую цензуру". Друзья восторгались музыкальной эрудицией своего учителя, его горячим темпераментом.
"Молодой, с чудесными, подвижными огненными глазами, красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано",- так характеризует Балакирева его младший коллега Римский-Корсаков.
То было время, когда передовые русские люди зачитывались трудами Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Молодой Балакирев вместе со своим соратником и другом В. В. Стасовым выдвигали в современной русской музыке идеи глубокой содержательности, реализма, национальной самобытности. К шестидесятым годам относится расцвет творчества Балакирева: им было сочинено или задумано большинство лучших произведений.
Он основал вместе с хормейстером Г. Я. Ломакиным Бесплатную музыкальную школу, которая ставила своей целью массовое музыкальное образование и пропаганду лучших образцов старой и современной музыки.
Среди лучших сочинений Милия Алексеевича Балакирева несколько оркестровых партитур - "Увертюра на три русские темы", музыка к трагедии Шекспира "Король Лир", симфонические поэмы "Русь", "В Чехии".
В результате трех поездок на Кавказ, в частности в Грузию, он обратился к произведениям на темы Востока, глубоко увлекавшие его страстную натуру. Среди них замечательные романсы ("Грузинская песня" на слова Пушкина, "Песня Селима" на слова Лермонтова), поразительная по глубине проникновения в восточную музыкальную стихию фортепьянная фантазия "Исламей", симфоническая поэма "Тамара" на сюжет одноименной лермонтовской баллады.
Балакирев был одним из первых композиторов, занявшихся собиранием и обработкой русских народных песен. Летом 1860 г. он предпринял поездку по Волге, после которой возникли его мастерски выполненные 40 песен для голоса и фортепьяно. В числе этих песен - всемирно известная волжская бурлацкая "Эй, ухнем!".
К концу 60-х годов обострились отношения Балакирева с придворно-бюрократическими кругами. Последовала тяжелая нервная депрессия, из-за которой он на несколько лет оставил свои музыкальные занятия. Когда же спустя несколько лет Балакирев вернулся к творческой деятельности, друзья его не узнали: он превратился в убежденного консерватора, верующего христианина. Балакирев возглавлял Придворную певческую капеллу, сочинял симфонии, романсы. К числу поздних работ композитора относятся две симфонии, "Кантата памяти Глинки", ряд романсов и фортепьянных пьес.
Трагические обстоятельства, проявившиеся в творческой судьбе М. А. Балакирева, не снижают, однако, его выдающейся роли в истории русской музыки как организатора и руководителя "Могучей кучки" и творца многих прекрасных сочинений.