Деятели искусства

Джованни Боккаччо

1313-1375

Соболезновать страждущим - черта истинно человеческая.
Джованни Боккаччо

Боккаччо, знаменитый писатель и поэт периода Раннего Возрождения, автор Декамерона Одним из первых гуманистов эпохи Возрождения был Джованни Боккаччо. О его детстве неизвестно почти ничего. Вряд ли оно было радостным,- характер у его отца был нелегкий. Он отвез Джованни в Неаполь и отдал в обучение к крупному коммерсанту. Купца из Джованни явно не получалось. Тогда ему было приказано ходить в университет и изучать каноническое право. Но и к доходной профессии юриста юный Боккаччо склонности не испытывал.

Его увлекала только поэзия. Деньги и положение отца открыли ему доступ в великосветское общество и распахнули двери литературно-научного кружка, собиравшегося при дворе короля Роберта Анжуйского. В эти годы до Неаполя стали доходить стихи Петрарки и слухи о его необыкновенной учености. Прочитав петрарковские сонеты, Боккаччо сжег все свои юношеские стихотворные опыты.

К гуманистическому открытию мира и человека Боккаччо пришел своим путем - не столько в результате нового прочтения классиков, сколько под влиянием восприятия самой действительности анжуйского Неаполя. Именно Неаполь помог Боккаччо по-новому задуматься над ролью, которую играет в жизни человека ум, великодушие, мужество, судьба, случай, а также привил ему, сыну расчетливого флорентийского купца, ту любовь к романтике, которая составляет одну из самых привлекательных черт его лучших произведений.

При дворе короля Боккаччо встретил Марию д'Аквино, которую полюбил и под именем Фьяметты прославил во многих произведениях. Помимо многочисленных стихотворений, воспевающих Фьяметту, Боккаччо между 1336-1340 гг. написал роман в прозе "Филоколо" и две поэмы: "Филострато" и "Тесеида". Они жадно читались и сыграли важную роль в создании новой итальянской литературы.

Молодой поэт, вернувшись во Флоренцию, стал одним из авторитетных дипломатов флорентийской коммуны. Боккаччо служил ей не за страх, а за совесть. Именно флорентийский народ помог только что вернувшемуся из феодального Неаполя Боккаччо прийти к ренессансному гуманизму, характеризующему почти все произведения, созданные им уже во Флоренции: "Амето, или Комедия о флорентийских нимфах", "Любовное видение", "Элегия мадонны Фьяметты", "Фьезоланские нимфы".

Полное эстетическое раскрытие идеалы гуманиста Боккаччо получили в "Декамероне". Эта книга стала первой великой победой ренессансного реализма. Но гуманисты приняли "Декамерон" далеко не сразу. Прошло более ста лет, прежде чем идеи, язык и стиль произведения стали идеями, языком и стилем новой итальянской прозы. В "Декамероне" Боккаччо обогнал век и даже самого себя.

Последний период жизни и творчества Боккаччо прошел под знаком дружбы с Петраркой. Он пишет на латинском языке сочинения и вместе с Петраркой закладывает основы гуманистических "наук о человечности", которые в конце XV - начале XVI в. станут важнейшей идейной предпосылкой для расцвета ренессансной литературы на национальном языке не только во Флоренции, но и во всей Италии.