Деятели искусства

Эйзенштейн

Сергей Михайлович

1898-1948
Эйзенштейн, выдающийся кинорежиссер и сцернарист

Он был почти ровесником искусства кино, которому отдал себя, свой гений, свою жизнь. И очень многое в развитии этого самого молодого, самого массового искусства определено творческими открытиями Эйзенштейна. Двадцатисемилетним молодым человеком он прочитал на разных языках эпитет "гениальный" о своем фильме, о своем методе. Немного позднее он слышал, как его называли "классиком". Но от похвал не кружилась его кудрявая, лобастая голова. Он работал, он искал.

Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в Риге в семье архитектора. Революция прервала его занятия в Петроградском институте гражданских инженеров. Он добровольно вступает в Красную Армию. После демобилизации в 1920 г. становится художником-декоратором, а затем режиссером Первого рабочего театра Пролеткульта.

Его обуревают огромные, дерзновенные замыслы. В поисках новых героев, новых драматургических принципов Эйзенштейн задумывает киноэпопею "К диктатуре". Была осуществлена лишь одна ее часть - "Стачка".

После успеха "Стачки" правительство поручило Эйзенштейну создание юбилейного фильма к 20-летию революции 1905 г. Поэтому фильм выглядел как историческая хроника, а воздействовал на зрителя как драма, как трагедия. Язык фильма поражал яркостью и новизной. Смелые метафоры, необычайные композиции кадров, гармонический ритм монтажа. Все это сделало "Броненосец "Потемкин" шедевром мирового искусства, "лучшим фильмом всех времен и народов". Затем Эйзенштейн снял фильм "Октябрь о Октябрьской революции, впервые создав в художественного кино образ Ленина. В фильме "Старое и новое" показал процессы революционного преобразования русской деревни.

Неоценимый вклад внес Эйзенштейн в освоение исторической тематики. Его фильм "Александр Невский", исполненный патриотического пафоса, был не только мудрым, оригинальным, чутким воссозданием образа Руси.

Его двухсерийное трагедийное полотно "Иван Грозный", одно из высочайших достижений кинематографа в сочетании изображения и звука, в синтезе всех пространственных и временных средств, решало глубокие нравственные проблемы...

Как много сделал этот человек! Но еще во много раз больше он хотел сделать. Он был не просто классиком, овеянным мировой славой, не только академиком, основоположником науки о киноискусстве, учителем и руководителем, но и дерзким экспериментатором.