Деятели искусства
Эрнест Хемингуэй
1899-1961
"Завоевал сердца читателей!" - пожалуй, мало авторов, к которым это определение подходило бы так точно. Хемингуэя читатели, что называется, знали в лицо. Образ его сливался в их сознании с образами его героев. Читатели всего мира! В том числе, конечно, и нашей страны. Стены квартир украшали его увеличенные фотопортреты: мужественные черты, борода, в одежде - небрежность человека, всегда готового сняться с насиженного места, тронуться в путь... "...В свитерке, с подтекстом в кулаке..." - так сказал о фотографии Хемингуэя замечательный советский поэт Александр Кушнер.
Искусству подтекста Хемингуэй учился у Чехова. Популярность великого русского новеллиста и драматурга в Англии и Америке была огромна. Под обаяние его стиля подпали чудесная рассказчица Кэтрин Мэнсфилд, драматург Бернард Шоу и Хемингуэй. Подобно героям Чехова, персонажи Хемингуэя говорят коротко, часто, кажется, о самых малозначительных, обыденных предметах. Но за этими короткими фразами и репликами мы ясно ощущаем всю сложность бытия.
Первая мировая война нарушила многие привычные стереотипы жизни, показала хрупкость, непрочность, зыбкость домашнего уюта, любви, дружбы. Груз этого осознания особенно тяжело лег на плечи героев Хемингуэя - зачастую совсем еще юных. О многом говорят сами заглавия его произведений. У людей XX века, у современников двух страшных войн - своя система ценностей.
"Прощай, оружие!" Да, они хотели это бросить в лицо гибели и смерти уже после первой мировой. Но война пришла вновь и вновь рушила их надежды на счастье.
"По ком звонит колокол". Строка старого английского поэта Джона Донна стала названием романа. Но погребальный звон не пугает героев Хемингуэя. Они знают о смерти, они часто сталкиваются с ней лицом к лицу, но они исступленно любят жизнь.
"Фиеста", "Праздник, который всегда с тобой". Верить в жизнь, стремиться к ней, истинной, подлинной, любить ее, уметь творить в ней радость, несмотря ни на что!