Деятели искусства

Крамской

Иван Николаевич

1837-1887

Крамской, выдающийся художник / www.patiks.ru"Трибуном, советником, настроителем и учителем" называл Ивана Крамского замечательный русский критик В. В. Стасов. Однако помимо уважения имя Ивана Николаевича Крамского вселяет и чувство удивления перед его творческим даром. Среди русских живописцев это один из самых вдохновенных мастеров.

Девятое ноября 1863 г. Славная дата в истории русского искусства. Вчитываемся в лаконичные строки вот этого документа: "Просим покорнейше освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников".

Неслыханная дерзость четырнадцати академистов из выпускного класса Академии вошла в историю как "бунт 14-ти". Конечно, четырнадцать бунтовщиков немедленно были вышвырнуты на улицу без всякого права именоваться художниками, а их вожак Крамской попал под негласный полицейский надзор. Крамской писал: "И так как мы крепко держались за руки до сих пор, то, чтобы нам не пропасть, решились держаться и дальше... то есть работать вместе и вместе жить".

Родилась Артель петербургских художников, которая предшествовала главному событию в истории русского искусства второй половины минувшего века - созданию общества передвижных художественных выставок, названного прекрасным словом - Товарищество. Душой и центром Товарищества был Крамской.

Высокий, худой, бледный, с прямыми, цвета воронова крыла волосами, Иван Николаевич шел по залам первой Передвижной выставки. Его пока мало знали в Петербурге. На этой выставке демонстрировалась картина "Русалки", написанная на сюжет из "Майской ночи" Н. В. Гоголя. Как легко ложился на холст голубовато-прозрачно-зеленый лунный свет, и этот нежный алебастр лилий на водах старого пруда, и развалины дома, заключенные в плотную стену зелени, и фигуры мечтательных русалок. Русалок? Да разве это не украинские девушки-крестьянки, над чьей горькой долюшкой пролил столько слез великий Кобзарь! Почти одновременно с "Русалками" Крамской писал портрет Тараса Шевченко. Могучий седоусый старик в папахе и шубе глядит с портрета мудро и непокорно.

В художественном наследии Крамского значительное место занимают портреты. Они прославили его имя, но в них же и трагедия художника. Постоянная борьба за кусок хлеба заставляла Ивана Николаевича писать заказные портреты.

Впрочем, разве не Крамской вернул былую славу русскому портрету? Разве не Крамской правдиво и подробно рассказал о человеке своего времени средствами, доступными живописцу? Салтыков-Щедрин мудро и спокойно застыл на портрете кисти Крамского, как и Третьяков - вдохновенный ценитель искусства. Портрет Льва Толстого считается вершиной русского искусства. Простое, даже грубоватое лицо, едва заметные морщинки, пересекающие чело, тени под глазами. Приглушенность общего тона холста - в контрасте с резкой, почти аскетической фигурой. Таков Толстой Крамского - философ, гуманист, человеколюбец. А есть еще величественный Григорович. И есть Некрасов в период "Последних песен", больной, измученный человек, не утративший мужества даже на смертном одре. Понятная суровость красок подчеркивает необычность этого портрета, тяготеющего скорее к картине.

Восьмидесятые годы были трудными для художника. Здоровье надорвано бесконечными заказными портретами. Душевные силы на исходе. Но, не щадя себя, Крамской работал. Упрямо, неистово.

"Лунная ночь" и трагическое полотно "Неутешное горе" умножили успех и славу художника. Как и картина "Неизвестная"... Кто она, эта надменная и грустная красавица? Литературный архив Ивана Николаевича не дает ответа. Но думается, Крамской знал об этой женщине нечто, оставшееся в подтексте картины, вызвавшее его горячее чувство. Сколько тепла, человечности и правды в этом произведении. Как, впрочем, и в любом другом полотне художника, чье имя в одном ряду с Венециановым, Репиным, Васнецовым, Шишкиным, Перовым, Саврасовым...