Исторические очерки
Курьезные истории из жизни Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) сдавал экзамен на получение почетного звания члена Болонской филармонической Академии на 9 октября 1770 года.
В это время ему было всего 14 лет и 8 месяцев, но выглядел еще младше, лет на 11, из-за маленького роста и хрупкого телосложения.
Мальчику дали тему и заперли одного в комнате. На выполнение трудного задания отводилось несколько часов, и члены Академии занялись рассмотрением текущих дел. Каково же было их удивление, когда они услышали как мальчик постучал в закрытую дверь.
- Должно быть, мальчуган потерял надежду справиться с заданием, - с усмешкой заявил один из членов Академии, открывая дверь.
Вопреки ожиданиям экзаменаторов Вольфганг с веселым лицом протянул исписанный лист нотной бумаги. Рассмотрев рукопись, члены Академии были потрясены. Даже опытные композиторы над подобным заданием просиживали 4-5 часов.
За решение о принятии Вольфганга в почетные члены Академии проголосовали единогласно.
* * *
Моцарт много работал с каждым певцом, добиваясь естественности и достоверности в игре на сцене. При подготовке постановки "Дон Жуан" на высоком уровне маэстро трудился особенно кропотливо.
Роль Церлины исполняла синьора Бондини. Однако как она ни старалась, ей не удавалось убедительно изобразить испуг в эпизоде, где на нее нападает Дон Жуан. Тогда Моцарт покинул свое место в оркестре, вышел на сцену и повелел повторить эпизод. Затем, дождавшись нужного момента, он незаметно подкрался к певице и схватил ее. От испуга синьора Бондини закричала на весь зал.
- Вот так правильно, - удовлетворенно отметил композитор. - Так вот и нужно кричать.
* * *
В Санкт-Петербургском Институте театра, музыки и кинематографии хранится интересная рукопись - партитура финала Концерта для валторны с оркестром D-dur, ± 4 Моцарта. Примечательна она тем, что рукой Моцарта на полях листов сверху и снизу, даже между нотных строк записаны остроты.
Концерт написан по просьбе одного честолюбивого, старательного, валторниста Зальцбургской капеллы И. Лейтгеба. Однако это еще был и недалекий человек. Свои денежные дела он пытался поправить торговлей сыром, но мечтал о славе виртуоза. Порой Моцарт помогал ему сочинять концерты.
Моцарт писал Четвертый концерт явно в присутствии Лейтгеба. Периодически валторнист, видимо, пробовал играть, но получалось неудачно. Его бесплодные попытки заставляли Моцарта смеяться и браниться.
Намекая на медлительность Лейтгеба, на одной из страниц Моцарт изобразил улитку. В то же время она напоминала домик, похожий на тот, в котором валторнист торговал сыром. Возле зачеркнутых нотных строк находится пометка: "Лейтгеб взывает о помощи".
В Берлине хранится еще более ранняя рукопись этого концерта, которая также пестрит массой забавных ремарок Моцарта: "Соберись с духом... быстро... в путь... горе мне... браво - бедняжка! Караул... передохни немного! Вперед, вперед!.. Это потом выйдет лучше..."
* * *
В 1781 году Моцарт написал оперу "Идоменей". Отец композитора выразил опасение, что музыка в опере может оказаться слишком сложной для слушателей. Моцарт на это спокойно заявил:
- О так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы - для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши.
* * *
Немецкий музыкальный писатель Ф. Рохлитц, современник Моцарта рассказывает об одном курьезном случае, произошедшем при посещении композитором берлинского спектакля "Похищение из сераля".
"Моцарт впервые приехал в Берлин к вечеру. Он стал в проходе партера и хотел незаметно послушать музыку. Но то ли ему не нравилось исполнение некоторых мест, то ли он недоволен был темпами, сам того не сознавая, он все ближе и ближе продвигался к оркестру и одновременно то громко, то тихо что-то бормотал.
Наконец дошло до арии Педрильо. Очевидно, в партитуру внесли нечеткую поправку, и вторая скрипка сыграла "ре-диез" вместо "ре".
Тут уж Моцарт не смог больше сдерживаться. Он во весь голос закричал:
- Гром и молния! Играйте "ре"!"