Исторические очерки

"Над Москвой, но для всей России..."
Открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 г.

Памятник А. Пушкину, Москва, архитектор А. М. Опекушин

6 июня 1880 года. В этот день множество людей спешило на Страстную площадь. Они заполнили соседние улицы, бульвары, теснились у окон, на балконах. К специально сооруженным трибунам шли и шли делегации. Так Москва торжественно открывала памятник Пушкину.

Среди находящихся на площади более всех, вероятно, был взволнован высокий темно-русый человек. Это был автор монумента - Александр Михайлович Опекушин.

Мысль создать Пушкину "вековечный" памятник высказал еще в 1846 году В. Г. Белинский - идея для того времени смелая, даже дерзкая: в России XIX века памятники ставили царям. сановникам, генералам.

Через несколько лет к императору Александру II с ходатайством воздвигнуть памятник великому поэту обратились лицеисты пушкинского и последующего выпусков. Высочайшее соизволение было получено, но от каких-либо затрат правительство царской России отказывалось. Начался сбор добровольных пожертвований. Удалось собрать лишь 13,5 тысячи рублей - сумму. явно недостаточную для сооружения монумента.

Прошло еще 10 лет. И бывшие лицеисты добиваются учреждения комитета по созданию памятника поэту. Комитет, в который вошли соученики Пушкина М. А. Корф и Ф. Ф. Матюшкин, предложил установить памятник в Москве.

В газетах появилось сообщение о всенародной подписке на сооружение памятника. В подписных листах рядом с крупными суммами соседствовали взносы и по нескольку копеек - пожертвования от простого люда.

Состоялось три конкурса на проект памятника. Модели представляли под девизами. В конкурсе приняли участие почти все известные скульпторы того времени, и среди них М. М. Антокольский, П. П. Забелло, И, Н. Шредер, И. С. Пименов. Проекты памятника отличались большим разнообразием. Лучшими жюри признало модели Александра Михайловича Опекушина. Его победа удивила многих. Одна из газет писала: "Чему же учат в Академии художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков "заткнул за пояс" какой-то крестьянин Опекушин".

Александр Михайлович Опекушин родился в семье крепостного крестьянина, в ярославской деревне Свечино, славившейся искусными мастерами лепки. Талантливым лепщиком был и его отец. Заметив способности сына, он увез его в Петербург, и вскоре тот попал в мастерскую известного в то время скульптора Д. И. Иенсена, где пять лет осваивал ремесло.

Однажды Александр Опекушин делал фигурку "Мальчик, пускающий пузыри", которая очень понравилась Иенсену, и тот помог ученику устроиться "вольноприходящим" в Академию художеств. Только в 1859 году, за два года до отмены крепогного права, Опекушин был выкуплен у помещика на волю.

Вскоре скульптор получает свою первую награду - малую серебряную медаль за барельеф на библейскую тему, затем - звание классного художника 1 -й степени, потом, за статую Петра I. и звание академика.

Опекушин много и тщательно работал над проектом памятника великому русскому поэту. Прижизненных портретов Пушкина было мало, а фотография в те годы еще не существовала. Точно сохранила черты лица только посмертная маска поэта работы Гальберга.

Опекушин заполнил изображениями Пушкина 10 альбомов, сделал из глины и пластилина более 30 проектов памятника. И вот - победа на конкурсе. По его модели, "соединившей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип наиболее подходящий к характеру и наружности поэта" (таково заключен жюри), был отлит памятник.

...Наступил торжественный день - 6 июня. На трибунах-члены комите та по созданию памятника, представители городских властей, художники писатели, родственники Пушкина.

"... Упала скрывавшая памятник поэта холстина,- писал Глеб Успенский,- и перед всеми собравшимися на площади зрителями явился простой, умный, с внимательным умным взором образ Пушкина".

День закончился концертом: оркестр под управлением Н.Г. Рубинштейна исполнил увертюры из опер "Руслан и Людмила" М. И. Глинки и "Русалка" А. С. Даргомыжского.

"Вышло неожиданно хорошо,- писал И. С. Аксаков - переросло всякие чаяния и стало истинным событием историческом развитии русского общества, великим актом нашего народного самосознания, новою эрою, поворотным пунктом для наших молодых поколений..."

В одной из брошюр, увидевших свет сто лет назад, говорилось: "Мы уже видим начатки отрадных действий первого народного памятника. Со дня его открытия каждый день разнородные группы толпятся вокруг него и о чем-то толкуют. Женщины и мужчины, старые и молодые несут ежедневно к подножию поэта свою скромную благоговейную дань: то венками, то букетами цветов... Пробуждаются народные чувства, с ними воскресают вера, и надежда, и любовь, которые вызовут стремление к правде. Вот культурная сила пушкинского памятника, возвышающегося над Москвой, но для всей России..."

Пушкинские празднества длились четыре дня. Выступали известные писатели и поэты. Особенно сильное впечатление произвели на слушателей речи Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Они подчеркивали непреходящее значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

"Мы будем надеяться,-говорил И. С. Тургенев, - что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!.. Будем же надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа... станет понятно, что значит это имя: Пушкина"

На выставке, открытой в Дворянском собрании, впервые были представлены личные вещи Пушкина, его прижизненные портреты, рукописи, портреты его современников. Впоследствии эта первая пушкинская выставка заложила основу музея поэта.

...Вот уже почти полтора столетия стоит в центре Москвы бронзовый Пушкин.

По материалам статьи Г. Асланова и А. Руднева