Деятели искусства
Перов
Василий Григорьевич
1833/34-1882
"В Московской школе живописи... все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний",- писал о замечательном русском художнике Василии Григорьевиче Перове один из его учеников, Михаил Васильевич Нестеров. Перов - это целая эпоха в русской живописи.
Когда молодой художник Перов впервые задумался над тем, каким будет его искусство, в художественной среде считали: "Крик, смех, стон, страдания - явления, недоступные для живописи". Но Перов стремился показать именно страдания одних и жестокость других. Каждая его картина - крик боли и протеста.
Например, его знаменитая "Тройка". Сколько сумел сказать этим небольшим полотном художник! Сюжет прост. Трое ребят-подростков тянут в гору на санях бочку с водой. Темно, холодно, кажется бесконечной обледенелая дорога, из мрака выступают измученные лица детей. На другой картине - "Спящие дети" - художник изобразил двух маленьких нищих, заснувших в каком-то сарае.
Темы своих полотен Перов находил в обыденной жизни. Он передавал то, что видел в жизни: "Проповедь в селе", "Чаепитие в Мытищах", "Сельский крестный ход на пасхе", "Монастырская трапеза". И сколько сочувствия и сострадания в его произведениях, посвященных простым людям: "Проводы покойника", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Гитарист-бобыль", "Старики-родители на могиле сына"!
Есть у Перова и картины, посвященные русской природе, охоте. Неизвестно, велика ли добыча главного героя "Охотников на привале", но рассказывает он о ней очень выразительно. С таким же мягким юмором написаны "Птицелов", "Рыболов", "Ботаник" и др.
Перов был выдающимся портретистом. О чем-то мучительно задумался Ф. М. Достоевский, пытливо и проницательно смотрит А. Н. Островский, горькая дума во взгляде старого крестьянина - "Фомушки-сыча"...
Много сделал Перов, воспитывая молодежь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Всю жизнь ему приходилось биться с нуждой, бороться за новое искусство.