Деятели искусства
Станилсавский
Константин Сергеевич
1863-1938
Станиславский имел гениальную способность вести за собой так,
что человек действительно отдавался искусству целиком.
В. И. Немирович-Данченко
"Почтительно кланяюсь Вам, красавец-человек, великий артист и могучий работник, воспитатель артистов",- писал А. М. Горький Константину Сергеевичу Станиславскому, гению русского сценического искусства.
В семье Алексеевых театр любили. Четырнадцатилетний Константин дебютировал на домашней сцене и актерством увлекся страстно. В 1880-е годы, взяв псевдоним "Станиславский", он начинает выступать в любительских спектаклях в театре "Парадиз", Немецком клубе, на подмосковных сценах... Широк был диапазон актерского дарования Станиславского: будучи актером-любителем, он сыграл 76 ролей - от незначительных в водевилях до главных в пьесах Шекспира, Мольера, Островского.
В 1897 г. К. С. Станиславский с В. И. Немировичем-Данченко решают создать театр "приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский". Открытие Московского Художественно-общедоступного театра состоялось 26 октября 1898 г. трагедией А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". А в декабре - знаменитая премьера "Чайки" во МХАТе.
Размышления об эстетической сущности театра привели Станиславского к тщательному и подробному изучению основ сценического искусства. "Забота всей моей жизни,- писал он,- как можно ближе подойти к тому, что называют "системой", то есть к природе творчества". Станиславский разрабатывает принципы внутренней и внешней работы артиста над собой и над ролью, в практику вводит действенный анализ пьесы, создает учение о сверхзадаче и сквозном действии, а душой "системы" становится учение об артистической этике.
"Системный" взгляд Станиславского на сценическое творчество, конечно, мог быть применим и в оперном искусстве. Еще в 1907 г. в печати появилось пожелание: "Опера безусловно нуждается в своем Станиславском..."
В 1918 г. Константина Сергеевича приглашают возглавить Оперную студию Большого театра (с 1928 г.- Оперный театр им. К. С. Станиславского). Одновременно во МХАТе под его руководством создаются два этапных спектакля: "Дни Турбиных" М. А. Булгакова (1926) и "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927), осуществляются замечательные постановки русской и зарубежной классики.
Теория сценического искусства, творческая практика, педагогическая деятельность Станиславского сыграли выдающуюся роль в развитии не только русского реалистического, но и мирового театра XX в. Многие деятели современного международного театра самых различных направлений основывают свое творчество на "системе Станиславского", пристально ее изучают. При этом их привлекает как теоретическое наследие, так и обаятельная личность основоположника реалистического театра.
В "восхитительном Константине Сергеевиче", по словам французского актера и режиссера Жана Вилара, были воплощены "красота, сила характера, душевное изящество, неистовое влечение к труду...".