Деятели искусства

Джузеппе Верди

1813-1901

Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе свою национальность и свою эпоху.
Он - цветок своей почвы. Он - голос современной Италии...
Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями...
А. Н. Серов

Джузеппе Верди, знаменитый итальянский композитор Он родился в эпоху заката наполеоновской славы, а в последний год своей жизни встретил новое столетие. На глазах Джузеппе Верди вершились судьбы Европы XIX в.- политические, духовные, художественные. Его творчество, притом что все оно практически посвящено одному жанру - опере, с редкой полнотой и последовательностью отразило интенсивное движение истории.

...30-40-е гг. прошлого века. Это было время национально-освободительного движения итальянского народа против австрийского гнета, за объединение раздробленной Италии, за национальную независимость. Страна, долгое время копившая возмущение иноземным господством, хотела сражаться за свободу не только силой оружия, она ждала "молодого гения" - выразителя идей и духа национального возрождения. Оперы Верди ответили этой потребности. "Набукко", "Ломбардцы в первом крестовом походе", "Битва при Леньяно". Их яркая, полная жизненной энергии и эмоциональных контрастов музыка, воплощавшая истори- ко-героические, свободолюбивые сюжеты, принесла композитору славу и имя "маэстро итальянской революции".

Этапы биографии Верди - это новые и новые оперные работы: "Риголетто", "Травиата", "Бал-маскарад", "Аида"... в последовательности которых внимательный слушатель обнаруживает непрерывное развитие и естественное обновление вековых традиций жанра. Таково было требование времени, выдвинувшего в ряд самых значительных видов искусства оперу, способную захватывать воображение и будить мысли огромных масс людей.

Но можно ли стать реформатором, не будучи радикальным ниспровергателем привычных истин? Этот вопрос непримиримо столкнул двух великих мастеров оперы - Верди и Вагнера, на добрых полвека возмутив спокойствие музыкального мира. В историческом споре не оказалось победителей и побежденных, и все же Верди, противнику переворотов и разрушений, удалось решить задачу более трудную. Не поступившись демократичностью, доступностью музыки - одушевленным величием хоров, мелодической выразительностью арий и ансамблей,- Верди, преданный родному искусству, переосмыслил старые формы со смелостью выдающегося драматурга и чутьем тонкого психолога.

О том, насколько важным считал композитор публичное утверждение своего кредо, говорит история создания двух последних опер. Наиболее ответственному высказыванию старого маэстро предшествовало целое десятилетие сосредоточенного, "творческого" молчания (70-е гг.), после чего миру были подарены "Отелло" и "Фальстаф". В этих поздних шедеврах соединилось пронесенное Верди через всю жизнь преклонение перед гением Шекспира и страстное выступление в защиту принципов итальянской оперы; глубочайшее проникновение в тайну человеческих страстей и поразительная по красоте музыка.

Творчество великого мастера реалистической музыкальной драмы, чьи лучшие произведения, кажется, знакомы нам от первой до последней ноты, еще таит возможность множества открытий, достойных удивления и восхищения даже в наш искушенный век.