История восстания декабристов

Подготовка к восстанию. Создание Северного общества

Демонстрация на похоронах Чернова

Похороны Чернова на Смоленском кладбище приняли характер декабристской демонстрации. "Ты, я думаю, слышал уже о великолепных похоронах Чернова, - писал Штейнгель Загоскину. - Они были в каком-то новом, доселе небывалом духе общественности. Более двухсот карет провожало, по этому суди о числе провожавших пешком". "Многие и многие собрались утром назначенного для похорон дня ко гробу безмолвного уже Чернова, и товарищи вынесли его и понесли в церковь, - писал Оболенский, - длинной вереницей тянулись и знакомые и незнакомые... Трудно сказать, какое множество провожало гроб до Смоленского кладбища; все, что мыслило, чувствовало, соединилось здесь в безмолвной процессии и безмолвно выражало сочувствие тому, кто собою выразил идею общую, которую всякий сознавал и сознательно и бессознательно: защиту слабого против сильного, скромного против гордого".

Александр Бестужев, указывая на толпы людей, провожающие погибшего, "с радостным видом" говорил Батенькову, что "напрасно полагают, будто бы у нас не еще общего мнения". Батеньков вспоминал, что эти похороны Бестужев "представлял в виде демократического торжества". Над могилой Бестужев произнес слова из Евангелия: "Наш брат Лазарь умер".

На похоронах Кюхельбекер собирался прочесть стихотворение Рылеева, написанное в день смерти Чернова, но Завалишин помешал ему сделать это. Иначе - могло бы возникнуть целое политическое дело, которое оказалось бы очень не ко времени для декабристов.

Некоторые исследователи считают, что стихотворение "На смерть Чернова" написано Кюхельбекером. Как произведение Кюхельбекера напечатал его в своей "Полярной Звезде" за 1859 год Герцен. Однако уже издатель первого собрания сочинений Рылеева П. А. Ефремов (1872) оспорил авторство Кюхельбекера, так как располагал черновым автографом Рылеева, доказывающим, что поэт не переписывал, а сочинял это стихотворение, работал над текстом. Это стихотворение - еще одна рылеевская "художественная прокламация", необыкновенной силы выпад против самовластия:

Клянемся честью и Черновым:
Вражда и брань временщикам,
Царей трепещущим рабам,
Тиранам, нас угнесть готовым.
Нет, не отечества сыны
Питомцы пришлецов презренных:
Мы чужды их семей надменных;
Они от нас отчуждены.
Там говорят не русским словом,
Святую ненавидят Русь;
Я ненавижу их, клянусь,
Клянусь и честью и Черновым.
На наших дев, на наших жен
Дерзнет ли вновь любимец счастья
Взор бросить полный сладострастья -
Падет, перуном поражен.
И прах твой будет в посмеянье,
И гроб твой будет в стыд и срам.
Клянемся дщерям и сестрам:
Смерть, гибель, кровь за поруганье!
А ты, брат наших ты сердец,
Герой, столь рано охладелый!
Взнесись в небесные пределы!
Завиден, славен твой конец!
Ликуй: ты избран русским Богом
Всем нам в священный образец;
Тебе дан праведный венец,
Ты будешь чести нам залогом.

Чернов выдвинут автором как русский герой, как патриот, как "священный образец" беспощадной борьбы с "питомцами пришлецов презренных", с временщиками, тиранами и "семьями надменными" - то есть оторвавшимися от народа надутыми аристократами.