Деятели искусства

Греков

Митрофан Борисович

1882-1934

Греков Митрофан Борисович, русский художник-баталист Митрофан Борисович Греков родился в июне 1882 года на хуторе Шарапаевка (область Войска Донского) в семье отставного казачьего офицера. Отец мечтал дать своим детям хорошее образование, и, когда пришел срок, Митю отдали в окружное училище, где он сразу же проявил особый интерес и недюжинные способности к рисованию. Увидев, что сын много и увлеченно рисует, отец сказал:

- Ну что ж, Митя, не казацкое это, конечно, занятие, но оно лучше, чем нагайкой размахивать да выслуживаться перед атаманом, - и сам отвез его в Одессу, где определил в художественное училище.

Окончив в 1903 году училище, Греков подает прошение о принятии его в столичную Академию художеств.

В Академии он почувствовал влечение к военно-исторической теме и стал заниматься в классе профессора батальной живописи Франца Алексеевича Рубо. Франц Алексеевич покорил его грандиозными по масштабу и мастерству, созданными с документальной точностью панорамами "Оборона Севастополя", "Бородинская битва".

В 1911 году появляется первая картина, принесшая Грекову известность: "Атака кавалергардов под Аустерлицем". Он пишет картины, посвященные подвигам русских воинов в битвах далекого прошлого: со шведами, турками, французами...

В первую империалистическую войну Греков попадает на фронт и получает тяжелое ранение. Демобилизуется и едет в Новочеркасск. Там, на родине, здоровье художника постепенно поправляется, он приступает к работе, рисует с натуры, преподает рисование в Ростовской гимназии.

1918 год. Гражданская война. не разрешали выставлять картины. Единственный художника заработок - утомительные поездки в Ростов, где он преподавал рисование.

В ноябре 1920 года художник вступил в Красную Армию. В армии Греков был одним из первых создателей народных художественных кружков.

Трудно было внушить солдатам, среди которых попадались и совсем безграмотные, любовь и уважение к искусству.

Когда Греков появился на первом занятии, его встретили враждебным молчанием, затем посыпались вопросы.

- Ты что же это... "картинкам" нас обучать будешь?

- У нас барыня тоже любила картинки малевать. Придет на поле с ящиком своим, на стульчик сядет, зонтик раскроет, а управляющий велит нас гнать: мешаем мы ей, мол, вид портим.

- Не до картинок нам! С контрой воюем!

Греков в ответ лишь улыбался. Когда возмущенные голоса смолкли, он подошел к доске и, взяв мел, с закрытыми глазами, одной линией нарисовал охотничью собаку в стойке.

- Ну и ну! - охнули бойцы.

Тогда Греков, так же одной линией, нарисовал скачущую лошадь.

- Ишь ты... хорошо коня знает! - уважительно сказал старый боец.

- А то как же! - отозвался Греков. - Из станичников я, потомственный казак. Вы думали, только барышни умеют "картинки" малевать?

- А можно мне попробовать? - спросил молоденький солдат. - Я лошадь хорошо знаю. Пастухом был. Могу тоже с закрытыми глазами нарисовать.

- Пожалуйста, попробуйте, - сказал Греков.

Солдат подошел к доске, взял мел и, закрыв глаза, начал рисовать. Уверенный, что нарисовал лошадь, он спросил у товарищей:

- Ну как, хорошо?

Раздался дружный смех.

- Ай да молодец! "С закрытыми глазами могу"! Это тебе, брат, ис-кус-ство!

- Ну вот, - сказал Греков, - мы и подошли к самому главному. Писание картин - это не баловство, а искусство!..

После окончания войны и демобилизации художник участвует в выставках, организует студию батальной живописи.

По материалам очерка Д. Норина