www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Исторические очерки

Из истории головных уборов

Выбрать шляпу к лицу нелегко. Может, именно потому мы часто ходим с непокрытой головой или в капюшоне, что стремимся избавить себя от этого сложного дела? Шляпа - тот последний штрих, точка над "i", которая или достойно завершит костюм, или будет "ни к селу ни к городу". Головной убор не должен выделяться, бросаться в глаза. Мы хотим также, чтобы он был удобным, защищал от дождя, холода, ветра. И еще - украшал своего хозяина, подчеркивал его индивидуальность, его стиль. Как много задач для предмета, скромно называемого "дополнением к одежде"!

Впрочем, это только в наш практичный и деловой век шляпам отведена столь незначительная роль в гардеробе. Были и другие времена, когда головной убор служил символом власти, могущества. Так было, например, в Древнем Египте. Фараон (и только он!) носил "клафт" - большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Все остальные (за исключением рабов, разумеется) довольствовались париками из растительного волокна. Чем знатнее человек, тем парик больше, а локоны крупнее и пышнее. У египетских цариц высокие парики обвязывались золотой повязкой с самоцветами, а спереди прикреплялась золотая фигурка священной змеи.

В Древней Греции и мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями - кстати, именно в такой шляпе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов быстроногий Гермес.

Мало распространенные в античном мире головные уборы становятся обязательными в Византийской империи. Это были шапки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем.

В средневековье и мужчины и женщины носили накидки, плащи с капюшонами. Капюшоны имели самые разнообразные формы. Иной раз конец капюшона бывал столь длинным, что свисал ниже пояса. С Востока пришла мода на тюрбаны, в Европе они получили самое широкое распространение. Их носили и мужчины и женщины

В XIV и XV веках в Европе господствовала французская мода. Эстетический идеал того времени требовал подчеркнуто вытянутых пропорций, стройности. Шапки были длинными и острыми, как конусы. Особенно причудливые у мужчин: сплошь зашитые павлиньими перьями. Тогда же большой популярностью пользовались войлочные шапочки. Такие шапочки изготавливали и славянские ремесленниками.

Русские головные уборы, особенно женские, отличались разнообразием, выявляли вкус, мастерство и изобретательность. Девичьи кокошники, ленты, повязки не скрывали девичью красу - косу. Бусами, жемчугом и позументом расшивались кокошники. Замужним женщинам вообще не полагалось ходить простоволосыми - их волосы были скрыты под двурогими киками, однорогими сороками, кокошниками, причем в разных районах России были свои характерные формы головных уборов. Особенной красотой отличались северные: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили маленькие шапочки, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками. А сверху еще накидывался нарядный платок.

Но вернемся в Западную Европу.

Особенной замысловатостью и экстравагантностью отмечались наряды и прически во Франции последней трети XVIII века - при дворе печально знаменитой Марии Антуанетты. Прически тех лет по праву можно назвать головным убором: они вполне заменяли шляпу или включали ее как один из элементов общей конструкции.

Парикмахеры придумали специальный складной каркас, чтобы в случае надобности делать прическу выше или ниже. От непогоды все это сооружение защищали еще капором на таком же складном каркасе.

Французская революция повлияла на все стороны общественной жизни вплоть до изменения вкуса и манеры одеваться. Костюм делается проще. Красный фригийский колпак становится необходимой принадлежностью одежды республиканца. В головных уборах, украшенных трехцветными кокардами и лентами, господствовали национальные цвета - синий, красный, белый.

Чем ближе к нашему времени, тем стремительнее меняются моды. Формы и фасоны шляп - самые разные. То в моде повязки по образцу античных. То чепцы с оборками, то шлемы с козырьком. То снова пышные сооружения со страусовыми перьями. До второй половины XIX века в модном женском костюме всякий раз по-новому подчеркивается характер жизни женщин. Шляпка выделяла обладательницу среди простолюдинок и крестьянок, повязывавших голову платком.

В наше время изменилось отношение и к головному убору: он должен быть прежде всего удобным. Пропорции и характер шляп и шляпок, разумеется, зависят от общего направления моды.

Кроме маленьких, плотно облегающих голову шляп и вязаных шапочек, порой можно встретить шляпы с полями. Летом носят соломенные, кружевные, прохладной осенью - фетровые, из ткани. Маленький или большой берет из фетра, меха, шерсти идет к любому лицу. Мода вспомнила о нем и, надо сказать, весьма кстати: к современному пальто, плащу, костюму берет очень подходит. Зимние меховые шапочки имеют простые формы: это шляпы типа чалмы, исконно русские ушанки, и токи.

Пожалуй, давно мода в головных уборах нам не давала такого большого выбора.




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта