www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Деятели искусства

Балакирев

Милий Алексеевич

1837-1910

Балакирев, выдающийся композитор, музыкант и дирижер Русский композитор, пианист и дирижер Милий Алексеевич Балакирев родился в Нижнем Новгороде в семье небогатого чиновника. Учился музыке у местного дирижера К. Эйзриха. Одаренный юноша сблизился с нижегородским музыкальным деятелем А. Д. Улыбышевым. В его доме Милий Алексеевич знакомился с мировой и русской классикой, выступал в качестве пианиста и дирижера.

После двух лет учебы Балакирев перебрался в Петербург, где его музыкальное дарование нашло поддержку у великого Глинки. В Петербурге юный Балакирев с успехом играл свои ранние фортепьянные пьесы, знакомился с молодыми композиторами, вскоре образовавшими всемирно известную «Могучую кучку» (Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи). Эта группа вошла в историю музыки еще и под названием «Балакиревского кружка». В. В. Стасов утверждал, что «не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие».

«Балакирев во всем был головою выше нас,— вспоминал Ц. Кюи.— Как наседка с цыплятами возился он с нами. Все наши первые сочинения прошли его строгую цензуру». Друзья восторгались музыкальной эрудицией своего учителя, его горячим темпераментом.

«Молодой, с чудесными, подвижными огненными глазами, красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано»,— так характеризует Балакирева его младший коллега Римский-Корсаков.

То было время, когда передовые русские люди зачитывались трудами Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Молодой Балакирев вместе со своим соратником и другом В. В. Стасовым выдвигали в современной русской музыке идеи глубокой содержательности, реализма, национальной самобытности. К шестидесятым годам относится расцвет творчества Балакирева: им было сочинено или задумано большинство лучших произведений.

Он основал вместе с хормейстером Г. Я. Ломакиным Бесплатную музыкальную школу, которая ставила своей целью массовое музыкальное образование и пропаганду лучших образцов старой и современной музыки.

Среди лучших сочинений Милия Алексеевича Балакирева несколько оркестровых партитур — «Увертюра на три русские темы», музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», симфонические поэмы «Русь», «В Чехии».

В результате трех поездок на Кавказ, в частности в Грузию, он обратился к произведениям на темы Востока, глубоко увлекавшие его страстную натуру. Среди них замечательные романсы («Грузинская песня» на слова Пушкина, «Песня Селима» на слова Лермонтова), поразительная по глубине проникновения в восточную музыкальную стихию фортепьянная фантазия «Исламей», симфоническая поэма «Тамара» на сюжет одноименной лермонтовской баллады.

Балакирев был одним из первых композиторов, занявшихся собиранием и обработкой русских народных песен. Летом 1860 г. он предпринял поездку по Волге, после которой возникли его мастерски выполненные 40 песен для голоса и фортепьяно. В числе этих песен — всемирно известная волжская бурлацкая «Эй, ухнем!».

К концу 60-х годов обострились отношения Балакирева с придворно-бюрократическими кругами. Последовала тяжелая нервная депрессия, из-за которой он на несколько лет оставил свои музыкальные занятия. Когда же спустя несколько лет Балакирев вернулся к творческой деятельности, друзья его не узнали: он превратился в убежденного консерватора, верующего христианина. Балакирев возглавлял Придворную певческую капеллу, сочинял симфонии, романсы. К числу поздних работ композитора относятся две симфонии, «Кантата памяти Глинки», ряд романсов и фортепьянных пьес.

Трагические обстоятельства, проявившиеся в творческой судьбе М. А. Балакирева, не снижают, однако, его выдающейся роли в истории русской музыки как организатора и руководителя «Могучей кучки» и творца многих прекрасных сочинений.




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта