www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Деятели искусства

Даргомыжский

Александр Сергеевич

1813-1869

Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.
А.С. Даргомыжский

Даргомыжский, выдающийся композитор

Александр Сергеевич Даргомыжский. Имя это часто произносят рядом с именем М. И. Глинки. Оба великих композитора, жившие и творившие бок о бок, по праву считаются основоположниками русской музыкальной классики. Даргомыжский был почти на десять лет моложе Глинки и, испытав благотворное влияние своего гениального современника, успел воплотить более поздние эстетические идеи, связанные с утверждением русского критического реализма 50—60-х годов XIX в. Он смог также сблизиться с последующим поколением русских композиторов — Мусоргским, Рим- ским-Корсаковым, Кюи, которые с благодарностью восприняли и продолжили прогрессивные творческие идеи своего старшего собрата по искусству.

Первые оперы Даргомыжского «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» не поднимались над уровнем подражательных и во многом наивных проб. Путешествие за границу в середине 40-х годов значительно расширило круг его музыкальных знаний, укрепило желание искать особые, национально самобытные пути в искусстве.

С конца 40-х годов начинается самая богатая, зрелая полоса в творческом развитии Даргомыжского. Его давнее преклонение перед поэзией Пушкина привело к созданию наиболее признанной его оперы — «Русалки». Передовая критика приветствовала эту глубоко реалистическую музыкальную драму, оценив ее как третий классический образец русской национальной оперы (после «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» Глинки). Лучшие эпизоды «Русалки» — драматически напряженные сцены-дуэты. В них композитор смело сочетает русские распевные мелодии с выразительной вокальной декламацией, словно выросшей из живой человеческой речи.

На протяжении своей жизни Даргомыжский написал более ста песен и романсов. Новым для русской музыки стали его бытовые песни-сценки, повествующие о «маленьких людях», столкнувшихся с несправедливостью. Таковы драматическая песня «Старый капрал», язвительные музыкальные сатиры «Червяк», «Титулярный советник».

Развивая традицию, рожденную «Камаринской» Глинки, композитор сочинил несколько оркестровых пьес, отмеченных добродушным юмором и народной танцевальностью. Это «Малороссийский казачок», «Баба-Яга», «Чухонская фантазия».

Особое место в творчестве Даргомыжского занимает его опера «Каменный гость». Эта новаторская опера целиком основана на неизмененном пушкинском тексте, естественно слитом с мелодически обобщенной вокальной декламацией, рожденной интонациями реального русского говора. Последняя работа композитора, уже тяжело больного, была с интересом встречена его младшими товарищами, композиторами «Могучей кучки». Автор, к сожалению, не успел завершить этот интересный труд: «Каменный гость» был дописан Цезарем Кюи и инструментован Н. А. Римским-Корсаковым. Опера и поныне считается одним из самых оригинальных произведений русской музыки.




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта