www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Деятели искусства

Щепкин

Михаил Семенович

1788-1863

Щепкин, выдающийся актер Бывший крепостной, популярнейший актер московской сцены М. С. Щепкин, по словам известного фольклориста А. Н. Афанасьева, «был самая живая и любопытная книга: он любил вспоминать былое...». Некоторые его устные истории легли в основу или использовались в качестве фрагментов произведений Н. В. Гоголя, М. П. Погодина, В. А. Соллогуба, А. В. Сухово-Кобылина. Встретившись 17 мая 1836 г. с Михаилом Семеновичем, Пушкин написал на чистом листе бумаги: «Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке...», подтолкнув актера к изложению на бумаге воспоминаний и размышлений, ставших теперь бесценным памятником истории нашего театра.

С детства Щепкину запомнились спектакли крепостного театра, а в 1800 г. он впервые сам выступил на любительской сцене. Обучаясь в Курском губернском училище, Щепкин в 1801 г. познакомился с театром братьев Барсовых, на сцене которого в 1805 г. начинается его профессиональная актерская деятельность. В 1816 г. переходит в харьковскую труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского, с группой ведущих актеров которой через два года входит в полтавский «вольный театр», возглавляемый известным украинским писателем и драматургом И. П. Котляревским. В Полтаве начинается борьба за выкуп Щепкина из крепостного состояния, в которой приняли активное участие актеры, многие зрители, будущий декабрист С. Г. Волконский... В 1822 г. Михаил Семенович наконец-то получил вольную и 20 сентября дебютировал на московской сцене, а в марте 1823 г. был зачислен в труппу Московского (с 1824 г. — Малого) театра.

Сценическое дарование Щепкина, сформировавшееся в провинциальном театре, укрупнялось и совершенствовалось. Белинский справедливо отмечал: «Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса». Сознательно утверждая реализм в актерском творчестве, придерживаясь принципа: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе», Щепкин умел показывать приниженность своих героев и одновременно выражать чувство их собственного достоинства.

«Роли Щепкина,— писал С. Т. Аксаков,— никогда не лежали без движения, не сдавались в архив, а совершенствовались постепенно и постоянно. Никогда Щепкин не жертвовал истиною игры для эффекта, для лишних рукоплесканий; никогда не выставлял своей роли напоказ, ко вреду играющих с ним актеров, ко вреду цельности и ладу всей пьесы». В этом было национальное своеобразие творческих принципов прославленного русского актера.

Г. Н. Федотова, актриса Малого театра («Дома Щепкина»), считала Михаила Семеновича не только своим учителем, но и «верховным,судьей всех театральных дел и мнений». И действительно, искусство, утвержденное М. С. Щепкиным в театре прошлого столетия, было и остается до наших дней ориентиром в творческих поисках многих известных мастеров русской сцены.




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта