www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Деятели искусства

Поль Сезанн

1839-1906

Пьеро и Арлекин. Художник Поль Сезанн «Что за безобразие?! Это же ни на что не похоже!» Сколько великих произведений искусства вызывали поначалу такую реакцию возмущенной публики! И она была в чем-то права, возмущенная публика,— действительно, это не было ни на что похоже. Это было новое слово в искусстве. И не будем строго судить тех, кто не мог сразу этого понять и оценить — ведь так трудно отказаться от своих привычек и привязанностей, так трудно полюбить ни на что не похожее новое. А представляете, как трудно новое создавать?! Полю Сезанну это удалось. Его работы не спутаешь ни с какими другими. Он родился во Франции, в небольшом городе Эксе.

Начинал Сезанн одновременно с импрессионистами. Художники этого направления стремились любым способом передать на холсте свое мгновенное впечатление от натуры. А поскольку рука медленнее глаза, им нужна была техника, позволяющая быстро работать, чтобы поспевать за своими ощущениями. И в творчестве Сезанна был период, когда он начинает работать быстро, мелкими мазками. По даже и в этот период картины его были настолько своеобразны, что вызывали протест не только у широкой публики, но и у самих импрессионистов.

В чем же отличие Сезанна от импрессионистов, в чем заключались его поиски?

Сезанн всматривается в природу, изучает ее как ученый, как философ. Ему мало передать в живописи свои мимолетные ощущения, он стремится отразить совокупность всех своих чувств, свое знание о природе (в пейзаже), о человеке (в портрете), о предмете (в натюрморте). Он пишет не то, что видит, а то, что знает. Он готов нарушить любые законы, в том числе законы перспективы, чтобы как можно полнее и ярче раскрыть суть изображаемого. Он пишет портрет. Он видит лицо человека, но у человека есть затылок. И Сезанн старается, чтобы это почувствовал зритель.

Необыкновенное ощущение объемности и плотности остается от его работ. Далеко не все в творчестве Сезанна понятно и поддается объяснению. Вот, например, картина «Пьеро и Арлекин». Идут на нас два артиста в знакомых костюмах: в белом балахоне Пьеро и в черно-красном трико Арлекин. Идут? А идут ли? Ноги расставлены — вроде идут. Но ступни плотно прижаты к полу — значит, стоят. Как это понять? Объяснить трудно, но такое ощущение устойчивости исходит от движущихся фигур, что забыть картину просто невозможно.

Полотна Сезанна висят в лучших музеях мира. Всегда перед ними толпится восхищенная публика. «Что за чудо! Ведь это же ни на что не похоже!»

По материалам сайта www.kulturamira.ru

www.kulturamira.ru - Шедевры Эрмитажа. Старые мастера.




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта