www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Деятели искусства

Станилсавский

Константин Сергеевич

1863-1938

Станиславский имел гениальную способность вести за собой так,
что человек действительно отдавался искусству целиком.
В. И. Немирович-Данченко

Станилсавский, великий актер, режиссер и учитель «Почтительно кланяюсь Вам, красавец-человек, великий артист и могучий работник, воспитатель артистов»,— писал А. М. Горький Константину Сергеевичу Станиславскому, гению русского сценического искусства.

В семье Алексеевых театр любили. Четырнадцатилетний Константин дебютировал на домашней сцене и актерством увлекся страстно. В 1880-е годы, взяв псевдоним «Станиславский», он начинает выступать в любительских спектаклях в театре «Парадиз», Немецком клубе, на подмосковных сценах... Широк был диапазон актерского дарования Станиславского: будучи актером-любителем, он сыграл 76 ролей — от незначительных в водевилях до главных в пьесах Шекспира, Мольера, Островского.

В 1897 г. К. С. Станиславский с В. И. Немировичем-Данченко решают создать театр «приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский». Открытие Московского Художественно-общедоступного театра состоялось 26 октября 1898 г. трагедией А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». А в декабре — знаменитая премьера «Чайки» во МХАТе.

Размышления об эстетической сущности театра привели Станиславского к тщательному и подробному изучению основ сценического искусства. «Забота всей моей жизни,— писал он,— как можно ближе подойти к тому, что называют «системой», то есть к природе творчества». Станиславский разрабатывает принципы внутренней и внешней работы артиста над собой и над ролью, в практику вводит действенный анализ пьесы, создает учение о сверхзадаче и сквозном действии, а душой «системы» становится учение об артистической этике.

«Системный» взгляд Станиславского на сценическое творчество, конечно, мог быть применим и в оперном искусстве. Еще в 1907 г. в печати появилось пожелание: «Опера безусловно нуждается в своем Станиславском...»

В 1918 г. Константина Сергеевича приглашают возглавить Оперную студию Большого театра (с 1928 г.— Оперный театр им. К. С. Станиславского). Одновременно во МХАТе под его руководством создаются два этапных спектакля: «Дни Турбиных» М. А. Булгакова (1926) и «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927), осуществляются замечательные постановки русской и зарубежной классики.

Теория сценического искусства, творческая практика, педагогическая деятельность Станиславского сыграли выдающуюся роль в развитии не только русского реалистического, но и мирового театра XX в. Многие деятели современного международного театра самых различных направлений основывают свое творчество на «системе Станиславского», пристально ее изучают. При этом их привлекает как теоретическое наследие, так и обаятельная личность основоположника реалистического театра.

В «восхитительном Константине Сергеевиче», по словам французского актера и режиссера Жана Вилара, были воплощены «красота, сила характера, душевное изящество, неистовое влечение к труду...».




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта