www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Исторические очерки

Основание Эрмитажа в Петербурге

Электровый сосуд. Курган Куль-Оба Официальной датой основания музея, а точнее, его Картинной галереи считается 1764 год. Тогда в Зимний дворец было доставлено 225 картин, купленных в Германии русским послом В. С. Долгоруким. А еще через год ценнейшие коллекции живописи были приобретены для дворца выдающимся российским дипломатом Д. А. Голицыным. Видный ученый и тонкий знаток искусства, он разыскал и сумел купить уникальные полотна, принадлежавшие кисти величайших мастеров прошлого. Среди них достаточно упомянуть лишь одно — «Возвращение блудного сына» Рембрандта.

Императрица Екатерина II, поддерживавшая в глазах Европы образ просвещенной государыни, продолжает приобретение картин. Свое собрание она назвала «Эрмитажем». И это не случайно. В то время в Европе во многих дворцовых парках строились особые павильоны, называвшиеся «эрмитаж», что в переводе с французского означает «уединенный уголок».

В 30-е годы прошлого столетия в Эрмитаж стали поступать уникальные древние изделия из золота и серебра, обнаруженные при раскопках курганов на юге страны. Они положили начало редчайшему собранию музея, известному сегодня под названием Особой кладовой.

Не желая отстать от моды, Екатерина приказала построить рядом с Зимним дворцом здание с двумя павильонами. Один из них был назван «Эрмитажем», так как в нем рядом с оранжереей и находился «уединенный уголок». В той небольшой комнатке было развешано около ста картин. Остальные разместились в других залах здания.

С годами коллекции Эрмитажа увеличивались, а это требовало новых просторных залов. Рядом со старыми эрмитажными постройками растут новые здания, многие помещения которых были использованы для размещения коллекций.

В XIX веке Эрмитаж становится значительным и заметным явлением в истории развития отечественной культуры. В его залах, изучая шедевры мастеров прошлого, работают замечательные русские художники — К. Брюллов, А. Венецианов, П. Федотов и многие другие. Среди картин появляются первые, еще пока редкие полотна кисти русских мастеров.

Частым гостем эрмитажных залов был и выдающийся русский поэт А. С. Пушкин. Его учитель и наставник В. А. Жуковский даже выхлопотал для своего любимца специальный билет, дающий право постоянного посещения Эрмитажа. Поэт любил живопись старых мастеров. Но более всего его внимание привлекала портретная галерея героев Отечественной войны 1812 года. Впоследствии Пушкин восславил ее в своем знаменитом стихотворении «Полководец», посвященном памяти М. Б. Барклая-де-Толли.

В 1812 году был торжественно открыт Новый Эрмитаж, собрание которого значительно отличалось от Эрмитажа времен Екатерины II. На первом этаже здания разместился отдел греческих и римских древностей, великолепные скульптуры и барельефы Древнего Египта. Второй этаж занимала картинная галерея, один из залов которой бы впервые предоставлен полотнам только русских художников - К. Брюллова, А. Иванова, И. Айвазовского и многих других. Позже здесь разместились также экспозиции отделов истории Западноевропейского искусства, истории русской культуры.

Год от года росла популярность музея, пополнялись его коллекции, открывались новые залы, ширился поток посетителей. И это неудивительно. Музей хранит уникальные полотна величайших художников мира — Леонард да Винчи, Рафаэля, Тициан: Рубенса, Веласкеса; прекрасны коллекции работ лучших скульпторов различных эпох, ценнейшие археологические материалы. После Великой Октябрьской революции бывший императорский музей и Зимний дворец был переданы народу. Сегодня уникальный музейный комплекс включает пять зданий — Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Новы Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Начался новый этап в жизни Эрмитажа. В несколько раз выросли его коллекции. Открылись новые отделы - первобытной культуры, искусств стран Востока, истории русской культуры.

В последнем из перечисленных собраны образцы древнерусской живописи и скульптуры, рукописные и первопечатные книги, предметы быта и этнографии, образцы различных изделий крепостных мастеров. Здесь же находится знаменитая «Восковая персона» — документально точная фигура Петра I, созданная сразу после его смерти скульптором Б. К. Растрелли. Неизменным интересом юных гостей музея пользуется «рыцарский зал». Здесь собрана уникальная коллекция оружия, щитов, шлемов и доспехов воинов XV— XVI веков.

Эрмитаж сегодня — это не только ведущий музей страны, где собрано более 3 миллионов бесценных творений всех времен и народов. Это и университет мировой культуры. Здесь работают историки, филологи, искусствоведы, археологи и специалисты еще десятков профессий. Замечательные музейные реставраторы вернули к жизни сотни бесценных реликвий прошлого. Умелые рук мастеров способны точно воссоздают старинную живопись, инкрустации мебель, лепнину, паркет, витражи, изделия из стекла, фарфора, металле камня.

И если вам доведется побывать в Петербурге, обязательно придите на набережную Невы и переступите порог прекрасного и удивительного музея — Эрмитажа.

По материалам сайта www.kulturamira.ru

www.kulturamira.ru - Шедевры Эрмитажа. Старые мастера.

На веселой волне

Будуар. Архитекторы А. Штакеншнейдер и Г. Боссе Дима и Вова гуляли по улицам и сильно замерзли.
А тут на пути — краеведческий музей.
— Ты здесь когда-нибудь был? — спросил Дима.
— Нет.
— И я не был. Может, зайдем? Погреемся...
Они вошли в музей и направились в первый зал.
— Тут какие-то горшки, да и то битые! — сказал Дима.— Что я, черепков не видел? — И потянул Вову дальше.
Во втором зале они увидели множество всякой одежды.
— Это девчонкам было бы интересно, они любят всякие тряпки! — снова прокомментировал Дима.
В третьем зале находились старинные книги и рукописи.
— Какие-то дряхлые книжки,— заметил, зевнув, Дима.
На второй этаж вела мраморная лестница с широкими гладкими перилами.
— Давай покатаемся, а? — оживился Дима.
— Увидят — заругают,— засомневался Вова.
— Не увидят, мы быстро!
Ребята съехали один раз. Потом еще. Потом...
Откуда-то из коридора вышла строгая тетенька.
— Вы что здесь балуетесь? Друзья оделись и вышли на улицу.
Навстречу им шла девочка из их класса.
— Вы где были? — спросила она мальчиков.
— В музее,— важно ответили Дима и Вова.

А. Савчук.




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта