www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Исторические очерки

Первые русские школы

«Евангелие учительное». 1619 г. Гравюра «Притча о богаче и смерти».

«Евангелие учительное». 1619 г.
Гравюра «Притча о богаче и смерти».

Первые школы появились на Руси очень давно. Уже в конце X века в Киеве были школы. Изучали в этих школах славянский алфавит — кириллицу, учились считать. Специальных учебников еще не существовало, дети учились читать по церковным книгам, читали «Псалтырь» и «Часослов».

В конце XVII века в русской школе уже изучалась математика, основы географии. Для членов царской семьи делали специальные детские книжки и учебные пособия. Первыми авторами таких книжек и пособий были Карион Истомин и Сильвестр Медведев.

При Петре I изменилось многое. Русскому государству нужны были образованные люди, которые могли бы применять свои знания на практике. Теперь мальчики учились основам химии и физики, серьезно изучали математику и иностранные языки, узнавали навигацию — умение водить корабли. Появились и новые учебники — по ним легче было учиться, усваивать учебный материал. Авторами «Арифметики» и «Грамматики» были Леонтий Магницкий и Мелетий Смотрицкий.

Постепенно в дореволюционной России установилась своя система образования. Самым распространенным учебным заведением была классическая гимназия. Там изучали древние языки, латынь и греческий, серьезно и подробно изучали литературу. В реальных училищах больше внимания уделялось точным наукам, например математике. Мальчики и девочки учились раздельно.

Но детям из бедных семей учение в них было недоступно. В так называемых народных и церковно-приходских школах можно было получить лишь начальное образование, но и оно было доступно не каждому. После революции школьное обучение стало доступно каждому ребенку. При разработке новых учебников, новых правил обращения с детьми пригодились и труды известных русских дореволюционных педагогов: К. Ушинского, В. Водовозова и других. До сих пор используется опыт талантливых педагогов — А. Макаренко, В. Сухомлинского — и зарубежных, таких, как польский детский писатель и врач Януш Корчак.




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта