Исторические очерки
Первые русские школы
"Евангелие учительное". 1619 г.
Гравюра "Притча о богаче и смерти".
Первые школы появились на Руси очень давно. Уже в конце X века в Киеве были школы. Изучали в этих школах славянский алфавит - кириллицу, учились считать. Специальных учебников еще не существовало, дети учились читать по церковным книгам, читали "Псалтырь" и "Часослов".
В конце XVII века в русской школе уже изучалась математика, основы географии. Для членов царской семьи делали специальные детские книжки и учебные пособия. Первыми авторами таких книжек и пособий были Карион Истомин и Сильвестр Медведев.
При Петре I изменилось многое. Русскому государству нужны были образованные люди, которые могли бы применять свои знания на практике. Теперь мальчики учились основам химии и физики, серьезно изучали математику и иностранные языки, узнавали навигацию - умение водить корабли. Появились и новые учебники - по ним легче было учиться, усваивать учебный материал. Авторами "Арифметики" и "Грамматики" были Леонтий Магницкий и Мелетий Смотрицкий.
Постепенно в дореволюционной России установилась своя система образования. Самым распространенным учебным заведением была классическая гимназия. Там изучали древние языки, латынь и греческий, серьезно и подробно изучали литературу. В реальных училищах больше внимания уделялось точным наукам, например математике. Мальчики и девочки учились раздельно.
Но детям из бедных семей учение в них было недоступно. В так называемых народных и церковно-приходских школах можно было получить лишь начальное образование, но и оно было доступно не каждому. После революции школьное обучение стало доступно каждому ребенку. При разработке новых учебников, новых правил обращения с детьми пригодились и труды известных русских дореволюционных педагогов: К. Ушинского, В. Водовозова и других. До сих пор используется опыт талантливых педагогов - А. Макаренко, В. Сухомлинского - и зарубежных, таких, как польский детский писатель и врач Януш Корчак.