Ученые и путешественники

Туполев

Андрей Николаевич

1888-1972

Прогресс в авиации может быть обеспечен только упорнейшим трудом
большого коллектива ученых, конструкторов, рабочих, испытателей.
А. Н. Туполев

Туполев, выдающийся авиаконструктор Старая пожелтевшая фотография. На ней - хлипкое сооружение, парящее, как коробчатый змей, над заборами и поленницами дров. Под змеем, повиснув на руках,- человек в студенческой форме. Это слушатель Московского высшего технического училища Андрей Туполев совершает полет на своем планере... Сегодня эта картина может только отпугнуть от неба, но тогда...

Когда смотришь на макет аэродинамической трубы, спроектированной и сделанной Жуковским и Туполевым, удивляешься не "деревянному" ее виду, а тому первому, но верному шагу по единственно правильному пути дерзаний.

Туполев участвовал в создании Центрального аэрогидродинамического института, вошедшего в историю мировой авиации под названием ЦАГИ.

Вопреки всеобщему убеждению, что самолеты нужно строить из дерева, Андрей Николаевич Туполев категорически заявил: "Легкий металл - алюминий и его сплавы - вот основа советских крыльев". В 1922 г. в ЦАГИ была организована секция испытания материалов, в которой начались исследования сплавов алюминия, и в этом же году с Кольчугинского завода был получен легкий и прочный сплав, который назвали кольчугалюминием.

Первый советский дюраль поднялся на крыльях первого цельнометаллического АНТ-2 в мае 1924 г. И с того дня три буквы - АНТ - стали символом многого "первого" в нашей авиации. За ними менялись - по возрастающей - лишь цифры.

На АНТ-3 М.М. Громов уже в 1926 году совершил полет по многим столицам Европы. На АНТ-25 летчики впервые в мире перебросили воздушный мост из Европы в Америку через Северный полюс. На АНТ-6 была высажена первая экспедиция на Северный полюс. Военный вариант этого самолета ТБ-3 сыграл большую роль в развитии тяжелых дальних бомбардировщиков. Созданные А.Н. Туполевым пикирующие бомбардировщики Ту-2 широко применялись в Великой Отечественной войне. По своим летным характеристикам Ту-2 был лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны.

Первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104 до сих пор поражает воображение своими совершенными аэродинамическими формами. Сверхдальний пассажирский Ту-114 совершал самые протяженные рейсы: по маршруту Москва - Гавана. Пассажирский Ту-144 первым перешагнул два звуковых барьера. Ту-124, 134 и 154 стоят наравне с лучшими образцами авиастроения, и конструкторское бюро имени А. Н. Туполева плодотворно трудится над тем, чтобы крылья с маркой "Ту" продолжали покорять время и пространство.